?

Log in

Martin Heidegger's Community

May. 17th, 2013

05:25 pm - ФИЛОСОФИЯ АНТИЯЗЫКА

В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ "АЛЕТЕЙЯ" ВЫШЛА МОЯ КНИГА "ФИЛОСОФИЯ АНТИЯЗЫКА"!!!

Nilogov

Read more...Collapse )

Apr. 1st, 2013

11:30 pm - ЗА ЧТО ДЕКАНУ МИРОНОВУ ДАЛИ ОРДЕН "ЗА ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ"

ПУБЛИКУЮ КСЕРОКОПИИ ИЗ ОБВИНИТЕЛЬНОГО АКТА В ОТНОШЕНИИ ЮЛИАНА ЕВГЕНЬЕВИЧА СМИРНОВА. ИМЕННО НА ОСНОВАНИИ ДАННОГО УГОЛОВНОГО ДЕЛА ДЕКАНУ ФИЛОСОФСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ - В. В. МИРОНОВУ ДАЛИ ОРДЕН "ЗА ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ" 1 СТЕПЕНИ. НАДЕЕМСЯ, ЧТО ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ РАН ВРУЧИТ ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТУ МИРОНОВУ МЕДАЛЬ "ЗА ВКЛАД В ФИЛОСОФИЮ", НО УЖЕ, ВИДИМО, СКОРОПОСТИЖНО-ПОСМЕРТНО...

1

2

3

Read more...Collapse )

Mar. 4th, 2013

04:29 pm - ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МГУ В ОПАЛЕ

БУДУЧИ ПРОЕЗДОМ В ФЕВРАЛЕ В МОСКВЕ, ВСТРЕТИЛСЯ С ОПАЛЬНЫМ ПРОФЕССОРОМ ВИКТОРОМ ФЁДОРОВИЧЕМ ШАПОВАЛОВЫМ, КОТОРЫЙ ТЕПЕРЬ ТРУДИТСЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ГОСУПРАВЛЕНИЯ МГУ. В РАЗГОВОРЕ ВИКТОР ФЁДОРОВИЧ РАССКАЗАЛ О ВСЕЙ ПОДНОГОТНОЙ ЕГО КОНФЛИКТА С АДМИНИСТРАЦИЕЙ ФИЛОСОФСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ







Nov. 13th, 2012

01:04 pm - ИНТЕРВЬЮ С ПРОФЕССОРОМ ШАПОВАЛОВЫМ

НАЧИНАЮ ПУБЛИКОВАТЬ ИНТЕРВЬЮ С ДОКТОРОМ ФИЛОСОФСКИХ НАУК, ЗАСЛУЖЕННЫМ ПРОФЕССОРОМ ФИЛОСОФСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ - ВИКТОРОМ ФЁДОРОВИЧЕМ ШАПОВАЛОВЫМ, КОТОРЫЙ ПУБЛИЧНО ВЫСТУПИЛ ПРОТИВ ПРОИЗВОЛА МИРОНОВСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ. РАНЕЕ Я ПИСАЛ ОБ ИНИЦИАТИВАХ ШАПОВАЛОВА О ПРОВЕДЕНИИ АУДИТА НА ФИЛОСОФСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ, НО СТОРОННИКИ ДЕКАНА МИРОНОВА (Т. Н. ФИЛОСОФСКАЯ МАФИЯ МГУ) УЖЕ ОТРЕАГИРОВАЛИ ДВУМЯ МАТЕРИАЛАМИ В ЖЖ - В ЛИЦЕ БЕЗДАРНОГО ПОЛИТОЛОГА МЕЖУЕВА-МЛАДШЕГО (СЫНА МЕЖУЕВА-СТАРШЕГО - http://magic-garlic.livejournal.com/428242.html) И ЗЛОСЧАСТНОГО ВЫПУСКНИКА МАРТЫНОВА (НЫНЕ СТАРШЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ГУ ВШЭ - http://kmartynov.livejournal.com/1802437.html).

Неладно что-то на философском факультете МГУ им. М. В. Ломоносова…

Осенью 2012 года в своём живом журнале (http://shapoval07.livejournal.com/) профессор философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова – Виктор Фёдорович Шаповалов – выступил с резкой критикой образовательной политики, проводимой администрацией факультета. Мы попросили Виктора Фёдоровича более подробно рассказать о его позиции. С доктором философских наук В.Ф. Шаповаловым беседует кандидат философских наук А.С. Нилогов.

Биографическая справка. Виктор Фёдорович Шаповалов – профессор философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (кафедра философии гуманитарных факультетов); родился в 1948 году в Волгоградской области; детство и юность провел в гг. Рига и Юрмала (Латвия); в 1976 г. окончил философский факультет МГУ, доктор философских наук (1993); специалист в области философии социально-гуманитарного познания, историософии России, философской антропологии, истории русской философии; явился инициатором создания Международной Академии россиеведения (1996), был избран её академиком и вице-президентом; действительный член Философско-экономического Учёного собрания; решением Учёного Совета МГУ от 22 декабря 2009 года присвоено звание «Заслуженный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова»; автор более двухсот публикаций (2012). Считает, что философия не является наукой, хотя бы и особой. «Да, философия не наука. Она больше чем наука. Философия есть специфическая форма культуры, форма общественного сознания, НАРЯДУ с наукой, искусством, религией, мифологией и др. С наукой её роднит стремление к логической стройности и систематичности. Вместе с тем, философия представляет собой особый род литературного творчества, что сближает её с художественной литературой и искусством. Центральной философской темой является тема о человеке и его месте в мире» (См. Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 1998 (издание первое), 2000, 2001, (издание второе, дополненное) – 608 с.).

Большое внимание уделяет проблеме общения и коммуникации (См. Шаповалов В. Ф. Философия. Общение. Человек. М., 2011. – 640 с., а также философскому осмыслению вопросов любви, взаимоотношений мужчины и женщины (См. Шаповалов В. Ф. Мужчина и женщина. Любовь, семья и брак. М., 2010. – 208 с.).
Высказывал в своих публикациях мысль, что «сегодняшний кризис самоидентификации преодолим, конечно, только на пути обращения к истокам. Именно поэтому в исследовании российской цивилизации на первый план выступает проблема наследия – определение того, с чего берет начало Россия как цивилизационное единство... Общность культурных истоков, определяющая общие черты российской цивилизации с западноевропейской, не позволяет тем не менее ограничиться формулой, выдвинутой в своё время П. Н. Милюковым: «Россия есть тоже Европа». Эта формула, справедливо подчёркивая общее, оставляет в тени то особенное, что и является основанием для отдельного существования самобытной целостности. Видимо, ряд черт романо-германской цивилизации объединяют страны Западной Европы в более тесное сообщество, к которому Россия непосредственно не принадлежит, хотя родственна ему и находится в теснейшем взаимодействии. В этой связи правомерно вслед за А. Тойнби считать российскую цивилизацию наряду с западноевропейской сыновней по отношению к греко-римской. Тогда эти две цивилизации – романо-германская и российская, – имея общего предка, оказываются связанными узами братства (или, если угодно, «сестринства»). Такой подход позволяет учесть и роль византийского наследия – весьма значимого для России» (Шаповалов Виктор. Неустранимость наследия // Свободная мысль. 1995. N 7. С. 33).

Идея о России как особой цивилизации обоснована и раскрыта на конкретном историческом материале в книгах: Россиеведение. – М., 2001. – 576 с., Истоки и смысл российской цивилизации. М., 2003. – 624 с., Российская цивилизация. В 2-х томах. Издательство Lambert-publishing, 2011–2012, а также в целом ряде журнальных статей.


– Виктор Фёдорович, как вы в целом можете охарактеризовать атмосферу на философском факультете МГУ, в частности, и в целом в МГУ (особенно после присуждения патриарху Кириллу звания почётного доктора МГУ)? Как вы относитесь к инициативе открыть на базе МГУ богословский факультет?

– Приходится с сожалением признать, что обстановка на философском факультете очень далека от того, какой она бы должна быть на факультете крупнейшего и ведущего вуза страны. Определяющей её чертой является преклонение перед должностью, а именно перед административной должностью, в конечном итоге – перед администрацией. Причина в том, что только административная должность и личные связи открывают возможности для широкой публикации книг, для получения грифа учебника или учебного пособия, получения гранта, а также для решения материальных проблем, в частности, для улучшения жилищных условий. Я веду речь о духовной атмосфере факультета как некой относительно самостоятельной реальности, а не об отдельных сотрудниках. Преклонение перед административной должностью естественно привело к тому, что ни человек как таковой, ни его профессиональные качества уже не рассматриваются как ценность. Сотрудники и преподаватели из числа молодых озабочены, в первую очередь, тем, чтобы занять административную должность и подняться как можно выше по ступеням административной иерархии и приобрести связи. Сотрудники старшего возраста, не успевшие занять в своё время ту или иную административную должность и соответственно обзавестись нужными связями, ищут безопасную нишу, чтобы ненароком не вступить в конфликт с администрацией факультета. В этой нише они могут заняться своим профессиональным делом, – впрочем, уже не рассчитывая на сколько-нибудь значительное общественное признание, поскольку последнее (при существующем положении) осуществимо только при раболепном преклонении перед начальством или ценой сверхусилий и даже жертв, на что, конечно, решаются единицы.

Шаповалов1

Лично я целиком и полностью поддерживаю присуждение Патриарху Кириллу звания почётного доктора МГУ. Но изменило ли это событие атмосферу на факультете? Увы, нет. Не могу сказать, усилились ли антиправославные настроения среди сотрудников и студентов, скорее всего, остались на прежнем уровне. А то, что они есть и достаточно распространены, – это бесспорно. Хочу отметить, что конференция 28–29 сентября «От Древней Руси к Российской Федерации. История российской государственности», проведённая в рамках «Года Истории», который провозгласил Президент России, явилась важным событием не только (и даже не столько) в научной жизни России: она стала важным звеном в серии мероприятий, направленных на патриотическое воспитание молодёжи. Но философский факультет остался в стороне от столь значимого события. Да, студенты и преподаватели присутствовали на пленарном заседании. Но во второй день работали пять секций. В общей сложности выступили 130 человек. Из них только один (!) – профессор философского факультета (запись желающих выступить с заявкой темы производилась предварительно, и каждый желающий мог это сделать беспрепятственно). В модераторах секций – деканы всех гуманитарных факультетов МГУ – за исключением декана философского факультета. Эти факты говорят сами за себя. Могу также сказать, как это происходило на кафедре, где я непосредственно работаю (зав. кафедрой А.П. Алексеев). О конференции объявили за два дня до неё – во время заседания кафедры. А.П. Алексеев сказал, что срочно надо сдать список участников от кафедры. Кто желает пойти? Желающих оказалось двое – я и ещё одна преподавательница. Но требовалось по квоте больше – и Алексеев просто назначил, чтобы довести до требуемого числа. Характерно (а для меня – удивительно!), что зав. кафедрой (проф. Алексеев), то есть официальное лицо, руководитель, утверждаемый Ректором и Учёным Советом МГУ, даже и не подумал, чтобы самому пойти на масштабное мероприятие, организованное, в том числе и Ректором и при его непосредственном участии. Если руководитель не придаёт такому мероприятию никакого значения, то что тогда ожидать от рядовых сотрудников?!

К инициативе открыть на базе МГУ богословский факультет я отношусь в принципе положительно. Но именно в принципе. Надо всё тщательно продумать и взвесить. Ведь православие является ведущей, но не единственной, традиционной конфессией в России. Поэтому нельзя ни в коем случае допустить, чтобы возникла ситуация, наносящая ущерб межконфессиональному миру и согласию. Недопущение вражды на межконфессиональной и межэтнической почве – важнейшее условие развития и самого существования России, и об этом мы все, особенно учёные социально-гуманитарного профиля, никогда не должны забывать.
Я думаю, что Патриарх упомянул в своей речи теологические факультеты в качестве одного из примеров того, что в западных странах церковь играет очень значительную социальную роль, и это не вызывает там ни недоумений, ни каких-то серьёзных возражений. Но наши западники, готовые следовать Западу всегда и во всём, в вопросе повышения роли церкви категорически отказываются от своего западничества, упорно возражая и всячески сопротивляясь стремлению церкви к повышению своей социальной роли. Впрочем, непоследовательность, и двойные стандарты наших «западников» (которые в действительности часто являются псевдозападниками, лишь прикрывающими ссылками на «передовой запад» свои узкокорыстные интересы), особенно современных, для меня не новость.

– В своём живом журнале вы выступили с резкой критикой нравов, царящих на философском факультете МГУ. По сути, факультет превратился в личный бизнес администрации, которая лишь оказывает образовательные услуги и отнюдь не заботится о сохранении традиции русского любомудрия. Каким вам видится выход из этого образовательного тупика?

– Выход может быть найден только на пути радикального преодоления антипатриотической атмосферы, царящей на факультете. Конечно, её нельзя изменить мгновенно, а только посредством серии последовательных шагов. Но фундаментальные принципы очевидны:

1. В стенах МГУ не должно быть места для культивирования и поощрения антипатриотизма, то есть пренебрежительного отношения к истории и культуре России. Россия не началась в 1991 году – её государственности 1150 лет (с 862 года). Это наша история, и мы должны ценить и уважать её – какой бы она ни была. Такова была основная мысль конференции, о которой я уже говорил выше, открытой выступлениями Патриарха и ректора.

2. Отнюдь не обязательно быть православным – это вопрос личного выбора и проявление суверенного права личности. В светском вузе религиозная (как и атеистическая) пропаганда недопустима. Но гуманитарные науки, в том числе философия, должны давать знания о православии как феномене культуры; понимание его как важнейшего фактора российской государственности, литературы, искусства, теории права, философии, русского национального характера и т. п.

Read more...Collapse )

Nov. 10th, 2012

04:52 pm - НА ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МГУ ЕДЕТ РЕВИЗОР

ПРОФЕССОР ФИЛОСОФСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ - ВИКТОР ШАПОВАЛОВ - ПРИЗЫВАЕТ ПОДПИСАТЬ ПЕТИЦИЮ ДЛЯ КОМИТЕТА ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ, ЧТОБЫ ДЕПУТАТЫ ПРОВЕРИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ ФАКУЛЬТЕТА. ОСТАВИТЬ СВОЮ ПОДПИСЬ МОЖНО ЗДЕСЬ:

http://www.change.org/ru/петиции/комитет-государственной-думы-по-образованию-произвести-проверку-философского-факультета-мгу-им-м-в-ломоносова#share

1333636842-filosofskaya-mafiya-mgu

Oct. 10th, 2012

10:48 am - ИТОГИ VI РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО КОНГРЕССА

СЕГОДНЯ В ПРИЛОЖЕНИИ "НАУКА" ("НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА") ВЫШЛО МОЁ ИНТЕРВЬЮ С ФИЛОСОФОМ ВЛАДИМИРОМ КУТЫРЁВЫМ ОБ ИТОГАХ VI РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО КОНГРЕССА, КОТОРЫЙ ПРОШЁЛ 27-30 ИЮНЯ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ

мЕГЮБХЯХЛЮЪ

Сопротивляться постчеловеческой реальности


Современная философия – служанка, оператор по клинингу технонауки


2012-10-10 / Алексей Нилогов

открыть

May. 15th, 2012

08:28 pm - СВОБОДА МЫСЛИ ПРОТИВ СВОБОДЫ СЛОВА

НА САЙТЕ "ДРУГИЕ.РУ" ОПУБЛИКОВАНА МОЯ СТАТЬЯ О ПРОБЛЕМЕ РАЗГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ МЫСЛИ И СВОБОДЫ СЛОВА. ДАННАЯ СТАТЬЯ, НА МОЙ ВЗГЛЯД, ЯВЛЯЕТСЯ ЛАКМУСОВОЙ БУМАЖКОЙ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ. ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА К ПОДНИМАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ - ЯРКИЙ ПРИМЕР ТОГО, ЧТО В РОССИИ НЕТ НИКАКОЙ ФИЛОСОФИИ, А ФИЛОСОФСКИЕ АМБИЦИИ ГРАЖДАН РАССРЕДОТОЧЕНЫ В ГРАФОМАНСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ СРЕДНЕЙ РУКИ ЛИТЕРАТОРОВ. СТАТЬЯ УЧАСТВОВАЛА В КОНКУРСЕ, ОРГАНИЗОВАННОМ ФОНДОМ ЕЛЬЦИНА, И БЫЛА ЗАБРАКОВАНА ОДНИМ ИЗ ЭКСПЕРТОВ, НЕУКЛЮЖЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОТОРОГО СКОРО СТАНЕТ ПРЕДМЕТОМ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБСУЖДЕНИЯ

Казалось бы, Конституция РФ, принятая при непосредственном участии президента Б. Н. Ельцина, бросила мощный идейный вызов русской философии, который при правильной парадигмальной настройке помог бы избавиться от призраков диамата и истмата, до сих пор бродящие (а кое-где уже «перебродившие») в российской мысли. Однако отечественная философия права (и философия конституционализма) никак не отреагировала на данный вызов времени, предпочтя его бремени собственного (не)существования.



А между тем, проблема неразличения свободы мысли и свободы слова может быть названа самой насущной проблемой современной мировой философии, стоящей перед новыми идеологемами – политкорректностью и толерантностью. Несмотря на то, что проблема неразличения свободы мысли и свободы слова демонстративно замалчивается в СМИ[1] и академической науке, а в качестве её репрессивного суррогата почти всегда преподносят пугало цензуры (обратите внимание, как зачастую свобода мысли и свобода слова перечисляются через запятую, а нередко свобода мысли вообще нивелируется до голой свободы слова, понимаемой исключительно наперекор цензуре: что на уме (или выдаваемом за ум), то и на (как правило, лживом) языке)[2], нами предпринята попытка такого принципиального разграничения свободы мысли (а также свободы воли) от свободы слова (причём не в ущерб столь разным свободам).

Read more...Collapse )

Mar. 7th, 2012

12:43 pm - ЧИСТОТА РАСОВОЙ ФИЛОСОФИИ

НА САЙТЕ "ДРУГИЕ.РУ" ОПУБЛИКОВАНА ЧАСТЬ ИНТЕРВЬЮ С ОТЕЧЕСТВЕННЫМ РАСОВЫМ МЫСЛИТЕЛЕМ - ВЛАДИМИРОМ БОРИСОВИЧЕМ АВДЕЕВЫМ

6.67 КБ

– Владимир Борисович, в чём заключается принципиальное разногласие между современной расологией и молекулярной генетикой? Даже соотношение межпопуляционного и межиндивидного различия 15%/85% признаётся генетиками как существенное, ни в коей мере не отрицающее наличие человеческих рас. Тем не менее, вы считаете, что единого человечества не существует ни в генетическом, ни в любом другом смысле?..

– Различий нет. Просто существует табу политкорректности на комментарии по расовому вопросу, а 15% и 85% – это лишь видимая внешняя сторона айсберга, а по отдельным вопросам различия между расами, по отдельным показателям достигают порядков! Забывают говорить о комбинациях генов, а здесь уже разброс на десятки порядков и это факт. А иначе – откуда берётся всё это пресловутое культурное многообразие? То, что единого человечества не существует, то это не один я считаю, а много образованных людей. работающих с реальными потоками информации, а с не общечеловеческими ценностями.

– Как вы относитесь к слухам о том, что в среде людей, называющих себя русскими националистами, немало тех, кто, выражаясь старорежимным языком, активно сотрудничает с охранкой, выпячивая свою «русскость» пуще остальных?

– С охранкой сотрудничают во всём мире только отбросы общества и в первую очередь именно в биологическом смысле, и поэтому по принципу психологической компенсации они и выпячивают свою русскость, которой нет на генном уровне.

Read more...Collapse )

Oct. 13th, 2011

12:03 am - АНТИЯЗЫКОВОЙ СКАНДАЛ В БЫТИИ

НА САЙТЕ "ДРУГИЕ.РУ" ИДЁТ БУРНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ АНТИЯЗЫКА, ОТ РЕШЕНИЯ КОТОРОЙ ЗАВИСИТ БУДУЩЕЕ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

50.66 КБ

http://www.drugie.ru/page/1/2473/publ/

Oct. 9th, 2011

03:10 pm - ЗАЧЕМ ФИЛОСОФЫ?..

НА САЙТЕ "ДРУГИЕ.РУ" ФИЛОСОФСКИ СТРАВЛИВАЕМ АНАТОЛИЯ АХУТИНА И АЛЕКСАНДРА ДУГИНА ПО ПОВОДУ РОЛИ СОВРЕМЕННЫХ ФИЛОСОФОВ

Возможно, это самый риторический вопрос из всех риторических вопрошаний. Дискурсивно ли ставить под вопрос философию средствами самой философии? Да так, чтобы такое философское вопрошание не обернулось мизософским...

100.18 КБ

http://www.drugie.ru/page/1/2523/publ/

Navigate: (Previous 10 Entries | Next 10 Entries)